Методическая копилка




Конспект опытно-экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста 
Образовательная область «Познавательное развитие» 
Тема: «Удивительные камни»
Цель: закрепить представления детей о свойствах камней.
 Задачи.
Образовательные:
·        закрепить знания о свойствах камней: твердый, прочный, тяжелый;    
·        формировать умение выявлять различие исследуемых объектов в форме, цвете, величине.
Развивающие:
·        развивать элементарные навыки экспериментирования;
·        развивать внимание, наблюдательность, память, мышление;
·        развивать мелкую мускулатуру рук детей.
Воспитательные:
·        воспитывать любознательность, познавательную активность.

Предварительная работа.
·        Сбор  коллекции камней  во время прогулки.
·        Экспериментирование «Свойства камня».

Материалы к занятию.
Демонстрационный и раздаточный материал:
·        камни разного цвета, формы и величины.
Оборудование:
·        емкость для воды;
·        поднос;
·        бумажные салфетки.

Ход
1. Вводная часть
         Воспитатель размещает в центре экспериментирования камни, собранные детьми на прогулке.
         Воспитатель:  -  Дети, посмотрите, сколько камней стало у нас. Мы с вами  уже играли с некоторыми. Что мы узнали о камнях?
         Ответы детей.
         Воспитатель:  -  Чем похожи камни?
Предполагаемые ответы детей:  -  Они гладкие, твердые, прочные, холодные, тяжелые.
         Воспитатель:  -  Чем отличаются  камни?
         Предполагаемые ответы детей:  -  Они разной формы, цвета, величины.
         Воспитатель:  -  Интересно, а камешки, которые мы добавили, тоже такие?
         Ответы детей.
2. Основная часть
         Воспитатель:  -  Вы хотите это проверить?
         Ответы детей.
         Воспитатель:  -  Я предлагаю вам сделать это вместе. 
         Воспитатель:  -  Ребята, как узнать чем отличаются камешки?
         Ответы детей.
         Воспитатель:  -  Чтобы  узнать это, нужно рассмотреть камни. Хотите сделать это вместе?
         Ответы детей.
         Воспитатель:  -  Как вы думаете, похожи камни по размеру? Как это проверить?
         Дети: - Нужно сравнить.
         Дети вместе с воспитателем выкладывают камни в порядке возрастания.
         Воспитатель:  -  Что мы можем сказать о размере камней?
         Предполагаемый ответ детей:  - Они разного размера: есть  маленькие камешки, есть – средние, а есть – большие.
         Воспитатель:  -  Какой формы наши камни?
         Дети вместе с воспитателем раскладывают камни на группы: круглые, овальные, треугольные, неопределенной формы.
         Воспитатель:  - Наши камни оказались разной формы. А что мы можем сказать о их цвете?
         Предполагаемые ответы детей:  - Камни разного цвета: серые, белые, черные, рыжие, в крапинку…
         Воспитатель:  - Все камни разного цвета.
         Дети рассматривают камни.
Воспитатель:  -  Попробуйте найти два одинаковых камня.

Развивающая игра «Найди одинаковые камни»
         Дети подбирают камни по цвету, форме и величине.
         Вывод: все камни разные, нет двух одинаковых камней.
Динамическая пауза «Камешки»
У прибоя возле скал
Вовка камешки искал.
Каждый камешек хорош:
Вот на солнышко похож,
Этот с синей полосой,
Тот вот с красной полосой,
Вот на рыбку, на кота!
Лучший выбрать – маета!
Мама смотрит – Вовки нет!
На песочке только след:
Вовка с сумкою идёт,
Снова камешки несет!
Но куда всё это нам?
Их ведь много по углам!
Камни в город мы везём,
Саквояж несём вдвоём!
         Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии со словами стихотворения.
Воспитатель: -  Ребята, как нам узнать, какие камни: гладкие или шершавые?
         Ответы детей.
         Воспитатель: - Вы правы, чтобы узнать это, нужно пощупать их пальцами.
         Дети ощупывают камни кончиками пальцев, раскладывают камни на две группы: гладкие и шершавые.
         Воспитатель:  -  Среди наших камней есть гладкие и шершавые. А как вы думаете, твердые они  или мягкие?
         Ответы детей.
         Воспитатель:  -  Как нам это проверить?
         Ответы детей.
         Дети стучат камнем о камень. Слышен громкий звук.
         Воспитатель:  -  Какие у нас камни?
         Дети:  -  Твердые, прочные.
         Воспитатель:  - Ребята, а мне интересно, легкие камни или тяжелые?
         Ответы детей.
         Воспитатель:  -  Как это проверить?
         Ответы детей.
         Дети вместе с воспитателем опускают камни в емкость с водой.
         Воспитатель:  -  Почему камни утонули?
         Ответы детей.
         Воспитатель:  - Правильно, камни тяжелые, поэтому они тонут в воде.
3. Заключительная часть
         Воспитатель:  -  Ребята, похожи ли камни, добавленные нами на те, с которыми мы уже играли?
         Ответы детей.
         Воспитатель:  -  Чем они похожи?
         Предполагаемые ответы детей:  -  Они твердые, прочные, холодные, тяжелые.
         Воспитатель:  -  Чем отличаются  камни?
         Предполагаемые ответы детей:  -  Они разной формы, цвета, величины.
         Воспитатель:  -  Вот какие удивительные камни! Все они твердые, прочные, тяжелые. Но они отличаются друг от друга по форме, цвету и величине.
         Воспитатель:  -  Ребята, вам понравилось играть с камнями? Почему? Что запомнилось больше всего?
         Ответы детей.
         Воспитатель:   -  Молодцы, ребята, вы очень помогли мне разобраться в камнях, определить какие они.  Огромное вам спасибо.




«Как привить интерес ребенка к математической деятельности»
     Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Одним из самых важных предметов в школе, бесспорно является математика. И поэтому основу математических знаний ребенку нужно закладывать с самого раннего детства.
Взрослые спешат дать ребенку набор готовых знаний, который он впитывает как губка.
     А надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие должно быть направлено на то, чтобы воспитать у ребенка потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
     Первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. Знакомство с величиной и формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано.
     На каждом шагу он сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете.
     Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего мира. И здесь на первое место выходите вы, родители ребенка.
     Принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
     Предлагать задания следует тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким либо интересным для него делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
     Уделите ребенку немного времени по дороге в детский сад или домой,
когда одеваетесь на прогулку, на прогулке, в магазине, на кухне и т. д. В программе детского сада по формированию элементарных математических представлений выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве». Всем этим понятиям вы можете уделить внимание в повседневной жизни.
     Обратите внимание детей на форму предметов в окружающей обстановке, их количество. Например, тарелки круглые, стол квадратный. Что еще вокруг круглое, квадратное?
     Накрывая на стол спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок для вашей семьи. С какой стороны должна лежать ложка или вилка.
     Без счета, путем по парного сопоставления можно узнать каких фруктов в вазе больше. Можно сравнить числа если пересчитать фрукты (яблок больше, их 4, а груш меньше, их 3.) Спросите, какой формы овощи, когда будете варить суп.
     По дороге домой или в детский сад рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Когда ребенок рисует, спросите о длине карандашей, сравните их по длине, чтобы ребенок употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий, высокий-низкий, толще-тоньше. Ребенок должен пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обратите внимание на особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя).
     Рассмотрите цифры на телефоне, называйте их сначала в прямом, а потом в обратном порядке; Поиграйте в одинаковые цифры. Покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя карманов, пуговиц).
     Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спросите ребенка, что находится справа, слева от него, впереди-сзади.
Называйте дни недели, спрашивайте, а какой день был вчера, будет завтра.
     Можно поиграть в игру «Найди игрушку». «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет игрушку, а найдя, говорит где она находилась, используя предлоги «на», «за», «между», «в».
     На кухне, вы можете показать ребенку объем кастрюли и чашки.
Вот так, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете поддержать и развить интерес к математике.




Нетрадиционные художественные техники в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей



Уважаемые коллеги
Данный материал поможет родителям развить в ребенке личность, индивидуальность творческий потенциал, основанный на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми. Нетрадиционные способы рисования нацеливают детей на естественное и непринужденное приобщение к миру прекрасного. Желаю удачи!
Цель:  Познакомить педагогов с нетрадиционной художественной техникой, используемой в декоративно – прикладном искусстве. Раскрыть значение нетрадиционных приёмов по изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.   
 «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети   не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.»
В.Л. Сухомлинский
Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с будущем. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, я думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».
Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывать и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир.
Поэтому  работу необходимо  строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Прежде всего, учитывать формы проведения занятий: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи.
Использовать различные методы и приемы:  наглядный; словесный; практический; эвристический; частично-поисковый; проблемно-мотивационный; метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный.
Занятия  по декоративно-прикладному искусству комплексно воздействуют на развитие ребенка. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей, тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики. Развивают творческие способности детей.
Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.  
Разнообразные способы рисования в декоративно-прикладном искусстве рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Таким образом, нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дают  большой толчок развитию детского интеллекта, подталкивают творчески и нестандартно мыслить.
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра; воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей; дает возможность сделать прекрасное своими руками, да еще с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник. Это способно удивить всех.
Нетрадиционные художественные техники,
используемые в декоративно – прикладном искусстве
1. Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, почка, короткая линия, цвет.   
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. 
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.  
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
4. Оттиск печатками из ластика.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).  
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатку.
5. Печать по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанная гуашью; плотная бумага любого цвета; тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой); трафареты из проолифленного полукартона  либо прозрачной пленки.  
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
6. Воздушные фломастеры.
Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.
Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.
Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.
7. Оттиск пробкой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. 
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.  
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка.
8. Черно-белый и цветной граттаж. (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная белая бумага, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
9. Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. 
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см.).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Перышко.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет. 
Материалы: бумага, гуашь, перышко, обернутое ниткой так, чтобы остался только мягкий кончик для рисования. 
  Способ получения изображения: ребенок набирает краску на перышко и прорисовывает нужные элементы. Для изменения цвета меняется мисочка и перышко.
11. Рисование нитками.
Средства выразительности: линия, штрих.
  Материалы: бумага клейкая, разной фактуры нитки, тесьма, шнур, ножницы. 
Способ получения изображения: ребенок берет клейкую бумагу клейкой стороной вверх, отстригаем нужного размера нитки, тесьму, шнур и узором приклеивает их на клейкую бумагу.
12. Рисование цветным клеем.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: клей ПВА разводится темперными красками в разной пропорции, в зависимости от нужного насыщения цвета.
Способ получения изображения: ребенок берет тюбик цветного клея и рисует, путем выдавливания из тюбика клея, осуществляя задумку.
13. Холодный батик.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: краска гуашь, кисти, кольцо для закрепления ткани, можно вместо кольца завязать ткань узелком. 
Способ получения изображения: ребенок берет ткань в нужном месте (там, где будет располагаться элемент), и продевает ее в кольцо. Кистью набирает краску и красит ткань, которая находиться в противоположной стороне от маленького «хвостика». Затем достает ткань из кольца, разглаживает и прокрашивает нужные места ткани

Литература

1. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196.
2. Лыкова И. Чудо-писанки - шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С. 46-52. 
3. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. – М.: Академия, 1997.
4. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Комплексный подход к укреплению здоровья детей и их физическому развитию Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей ...